При выборе психолога мы сталкиваемся с различным диапазоном стоимости на оказываемые услуги. И если стоит вопрос о регулярных встречах, то кроме всех прочих критериев цена имеет значение. Хорошо когда есть представление о приемлемой стоимости психологических услуг которые совпадут с реальной ценой подходящего специалиста. Если относительно достатка цена за услуги психолога высокая, то скорей всего это скажется на консультациях. Например расставаясь со значительной суммой денег ожидания от встреч с психологом тоже могут стать завышенными. Не исключено, что на этом фоне может сложится негативное отношение к специалисту, консультациям, или появится чрезмерная настороженность и недоверие. И вместо того, что бы поэтапно решать один волнующий вопрос Вы наживёте новую проблему. Лучше всего когда цена настолько высока, чтобы задавать достаточную долю значимости встречам с психологом и настолько низка, что бы не вызывать дополнительных проблем. Выбирая психолога обращайте на это внимание.
Во всём есть нюансы. Нюансы не обошли и вопрос выбора психолога консультанта или психотерапевта. В первую очередь почитайте про современные методы психологического консультирования и терапии, посмотрите отзывы о методах, так можно понять какой формат подойдет конкретно для Вас в волнующем вопросе. Что бы консультации приносили пользу выбирайте компетентного специалиста который уже имеет опыт работы. Практикующий психолог должен постоянно совершенствоваться, участвовать в мероприятиях посвященных психологии. Так же должен ходить к своему психологу для супервизии. Потом это должен быть человек с которым будет достаточно легко обсуждать волнующие вопросы. Вам должно быть комфортно с психологом чисто по-человечески. Это очень важное условие, от того есть ли симпатия, уважение доверие к психологу, будет зависеть успехи вашей работы. И последнее. Уже по истечению нескольких встреч, если есть понимание что вы не стоите на месте, Вам становится легче, появляется большее понимания себя и окружающих, вопросы которые изначально беспокоили уже так не тревожат, или просто есть понимание, что работа с психологом проходит не зря, значит Вы на правильном пути.
В современном мире масса технологий упрощают, облегчают и улучшают нам жизнь. В недавнем прошлом у нас не было такой техники, как сейчас, средств связи, медицины. Нам доступно такое, что нашим прадедам не приходило даже на ум. Так и современная психология — эффективность её подходов и методов сделала колоссальный рывок. Благодаря накопленному психологией багажу знаний и опыту мы наблюдаем как изменилось отношение к воспитанию детей, обучению. Можем видеть и обосновывать не состоятельность многих существующих парадигм методов предлагая новые, влияя на ход эволюционного развития в этих областях. Видим, как применяют эти знания корпорации, медицинские, социальные центры, информационные и развлекательные технологии. Потому ответ на вопрос «почему нужно ходить к психологу?» весьма банален и очевиден. Это нужно, чтобы улучшить качество жизни, быть более уверенным в себе, легче общаться с людьми в различных ситуациях. Быть готовыми к трудностям жизни преодолевая их с меньшими потерями. Это поможет и в крайних эмоциональных состояниях и в обычных повседневных проблемах. Консультации психолога это не то, чем стоит пренебрегать. Как не стоит пренебрегать рекомендациям медицины для укрепления здоровья. Современная психология весьма эффективна. А результаты достигаются в очень короткие сроки. Если есть возможность, то несомненно нужно этим пользоваться.
Нет порока без оправдания, начало всякого из них
скромно и простительно, — зато после он разливается широко.
Позволь ему возникнуть — и ты не покончишь с ним
никакими стараньями.
Сенека.
Мы оказались в очень странном мире, где сами являемся очень странными существами. Окружающая нас жизнь, не вступает с нами ни в какие интеллектуальные взаимодействия. Это затрудняет понимание нашего места в мире. Наличием интеллекта мы ограждаемся от царства природы. Но оставаясь с интеллектом один на один, мы часто теряем вкус к самой жизни. Он заводит нас в немыслимые дебри. Масса проблем возникает благодаря его существованию. То, что возвышает нас над животными, ослепляет наш взор. Мы принимаем интеллект как дар богов, но несем его как самое тяжкое бремя. С одной стороны, вкушая плоды познания, забываем, что мы люди, а не боги. А с другой, невежественно пренебрегаем даром мыслить, пряча глаза от действительности. И то и другое заводит нас в западню. Одной такой западней является мир зависимостей. Попав туда, свобода становится лишь иллюзией. Рабство поглощает психику, наполняя жизнь очень странным смыслом. Став впервые на пороге зависимости, зыбучие пески за этим порогом не кажутся таковыми. Более того, свобода видится настолько близкой и доступной, что границы рабства кажутся размытыми, или не видятся вовсе. Ступив туда, ловушка захлопывается, и попавший туда еще долго не может понять, что это произошло. Но когда это произошло? Многие считают, что с того момента, когда наркотик был впервые попробован. Но на самом деле гораздо раньше. Потенциальной жертвой этой западни становятся до того, когда представился случай употребить наркотик. Ловушка открыта с того момента, когда ситуация выбора «за» или «против» допускается, пусть даже на бессознательном уровне. Может быть, кому-то повезло и случая выбирать: употребить или нет — не выдалось. Но не стоит завидовать этим людям.
Абсурд, но интеллект говорит, что свобода — в выборе. Но ложна свобода, допускающая уничтожение свободы. Какая такая свобода позволяет выбор отказа от себя самой. Где свобода: в выборе, уколоться ли в вену героином, или нет? В возможности выбрать «да» или выбрать «нет»? И где окажется такая свобода, даже если выбор падет сто раз на «нет», а один раз на «да»? Свободные люди «ограничены» в этом выборе, такой «свободы» у них нет, иначе они потеряли бы всякую другую. Живущие трезвой жизнью, не отказываются от «удовольствия» закурить, выпить или уколоться, потому что они даже не выбирают между трезвостью и чем-то еще. Они заведомо знают, что этого делать не будут, не хотят. Точно так, как не выбирают, ходить ли на ногах, или на руках.
Конечно наркотики другое дело, ведь раз попробовав ходить на руках, второй раз не захочется. Повезло тем, кто, задаваясь вопросами употребления, отказался жертвовать своей свободой и выбирал «нет». Трудно понять, что за сила побуждает возникновение этих выборов? Думаю, Фрейд назвал бы её танатосом. Но я не знаю, как лучше назвать то, почему люди отказываются от своей свободы, выбирая табак, алкоголь и другие наркотики. В том смысле, что я считаю, что каждый отказывается от нее по каким-то своим, скрытым даже от себя, причинам. Спросив любого из тех, кто пробовал что-то, что заставило попробовать впервые, или снова начать после долгого воздержания, они скажут — глупость.
Легко судить и умствовать, находясь по другую сторону зависимости. Можно называть это инфантильностью, ребячеством, или незрелостью. Отсутствием рассудительности и здравого смысла. Или недостаточной ответственностью за свою жизнь и не способностью ею управлять. Также можно сказать, что единственно правильное интеллектуальное решение для попавшего на короткую привязь зависимости — отбросить чрезмерный пыл внутренних диалогов и рациональных амбиций, смириться с неэффективностью интеллектуального анализа, оставить его для философов. И просто перестать это делать. А можно выдумывать новые советы и теории, но, несмотря на то, что все эти умствования хороши, мало что может помочь выбраться из этой пропасти.
Задача «жить без сомнений», может оказаться непростой задачей. Если для одного представляется случай найти в себе силы для того, чтобы изменить всё в один момент, то для другого придется взращивать почву для этого. Поскольку я профессиональный психолог может показаться, что здесь я афиширую услуги психолога. Но в действительности, я считаю, что на пути к собственной свободе от всякой зависимости хороши любые способы и любые старанья, будь то помощь психолога, медитация в келье, или физическая работа. Решение проблемы многим видится только в том, чтобы просто какое-то время не употреблять наркотики. Потому, как физическая зависимость уходит, и все кажется решённым. Но, наряду с физической зависимостью, стоит психологическая. Масса людей, избавившихся от физической зависимости и от инстинктивной привычки употребления табака, алкоголя и других наркотиков, снова ступили на этот путь.
Я не уменьшаю значимость силы физической зависимости и привычки. Также ясно и то, что, попробовав раз кайф наркотика на вкус, рефлекторно вспоминаешь возможное удовольствие, и уже трудно удержаться от протянутой папиросы с «хорошей» марихуаной, кайф которой будет сводить с ума добрые пять часов. Можно только догадываться, как съёживает бывшего героинового наркомана от одной только мысли близости к пыли этого философского камня. Не будем ходить далеко. Никотин — быстродействующий наркотик, вызывающий сильнейшую зависимость. И даже по истечению срока восстановления физиологических функций организма, людей может манить непреодолимое желание закурить. Насколько нужно разочароваться в мнимости удовольствия употребления всех этих веществ, настолько же нужно поверить возможность существования истиной радости жизни. Но непонимание удовольствия тех, кто может жить без алкоголя, сигарет и наркотиков и страх потери единственной отрады разжигает сомненья. И это касательно не только проблем зависимости, но и многих других алчущих качеств человеческого существа.
Стать свободным может показаться трудной и невыполнимой задачей, но этого правда можно достичь! Любить этот мир, себя и окружающих. Жить, руководствуясь здравым смыслом и любовью. Зачем тратить силы и единственную жизнь понапрасну, ища счастье и радость в том, где этого нет. Сомневающихся же, могу заверить – счастье есть. Кроется оно в искренних, светлых и добрых проявлениях нашего мира. В сиюминутных радостях и мелочах.